International and interregional relations of the Government of the Kaliningrad Region

A unique geographic position of the Kaliningrad Region predetermines an extensive development of international and interregional relations of the Region, establishment and development of good neighbourly relations and mutually beneficial cooperation with foreign partners.

The issues of establishment of international cooperation for the Kaliningrad Region due to its special geographic position are considered as major areas of activities of the regional authorities. The activities of the Government of the Kaliningrad Region in the international arena are aimed at solving tasks of creating favourable external conditions for the realization of its investment and export potential.

With a view to securing Russia's national interests in the Baltic Sea Region and in Europe on the whole, the Kaliningrad Region makes use of various formats of participation in international processes.
In the past decades, a system of international relations has been developed in the Kaliningrad Region covering the most promising for cooperation countries and allowing to comprehensively interact both with Administrations and business organizations of foreign territorial subjects.

The Kaliningrad Region has 19 international agreements on cooperation including those with: 5 counties of the Lithuanian Republic (Klaipeda, Panevezys, Kaunas, Marijampole, Taurage), 4 voivodships of the Republic of Poland (Warmia-Masuria, West Pomerania, Pomerania, a memorandum of understanding with Podlaskie Voivodship), 3 regions of the Republic of Belarus (Grodno, Minsk, Brest, and Gomel), Bornholm county (Denmark), Blekinge county (Sweden), 2 Lands of the Federal Republic of Germany (Schleswig-Holstein, Brandenburg), one province in Italy (Friuli Venezia Giulia), a memorandum of understanding with the autonomous province Ningxia (China), and a memorandum on cooperation with Groningen province (the Netherlands).

In addition to that, the Government of the Kaliningrad Region is developing relations with republics and regions within the country – agreements on cooperation have been signed with 27 constituents of the Russian Federation.
The Government of the Kaliningrad Region is involved in saturating cooperation with partner regions with qualitative content. Examples of this could be 2-3-year plans of interregional cooperation signed with our partners in such areas as economy, culture, sports, tourism, and environmental protection.

Thus, at present a "Plan of activities on international cooperation for 2012-2013" is in force on the part of Germany. This is a program document determining the main areas of interaction of the Federal Land Schleswig-Holstein and the Kaliningrad Region aimed at further intensification of cooperation in the economic sphere, at the development of cultural and youth exchanges, at the joint implementation of educational projects.

Besides the realization of current agreements and plans and conclusion of new ones, an efficient tool of cooperation is also a regular participation of the Region's representatives in the work of Intergovernmental Commissions and councils on cooperation between regional and local authorities. Of special significance in the development of international cooperation of the Region are the Intergovernmental Agreements with Poland (of May 22, 1992), with Lithuania (of June 29, 1999), with Belarus (of October 14, 1999). On the basis of those Agreements, Russian-Polish, Russian-Lithuanian and Russian-Belarusian Councils on cooperation of the Kaliningrad Region with regions and bodies of those countries were established and are quite efficiently functioning. Owing to the Councils' activities, there is a real opportunity to comprehensively resolve issues of cooperation within a whole range of problems emerging in the course of cross-border interaction.

In the development of foreign economic relations, the activities of the Government of the Kaliningrad Region are, first of all, focused on arranging and conducting events aimed at informing foreign business community about the advantages of functioning of the Special Economic Zone in the Kaliningrad Region, about commercial, production and investment opportunities which open up for foreign companies in the Region, as well as at promoting commodities of Kaliningrad manufacturers to the international market.

For the Kaliningrad Region, the work aimed at attracting foreign investment to the Region is of special importance. Presentations of the Kaliningrad Region abroad are an effective tool for attaining this goal. Presentation activities are important events in the political and economic life of the Kaliningrad Region; they have a considerable image effect and enable the Region to make a name at the international level.

Recently, such events have been conducted in the regions of the following countries: Poland, Germany, Lithuania, Belarus, Denmark, Israel, Sweden, Italy, and Portugal. Traditionally, the Plan of activities of the Region's Government in the field of international relations includes 2 - 3 presentations a year.

One of the key forms of international cooperation of the Kaliningrad Region is the participation in international programmes. The Region has accumulated rich experience of working in projects.

It should be mentioned, that projects implemented in the Kaliningrad Region within international programmes are considered by the regional authorities as an additional tool for the realization of objectives set by the Government of the Russian Federation regarding the policy of the socio-economic development of the Region. The project activities are determined in accordance with the current national priorities and needs of the Region.

At present, the Programme "European Neighbourhood and Partnership Instrument Lithuania-Poland-Russia 2007-2013" (ENPI) is being implemented. The total number of projects realized within the ENPI Programme is 60, of which 53 are regular ones and 7 are large-scale.
Among regular projects, all the 53 ones were signed with the total amount of funding on the part of the EU of 75.2 ml Euro, including 12 projects in which the beneficiaries are organizations from the Kaliningrad Region. The examples of successful projects are as follows: "High-quality surgery across the borders", "Development of active tourism as a basis of Polish-Russian cooperation", "Museums across the borders" and others.

Within the Programme, 7 large-scale projects are also implemented for the total of 42.1 ml Euro. Those include 4 projects with the infrastructure component on the territory of the Kaliningrad Region for the total of 29.1 ml Euro:

  • "Construction of sewerage networks and waste water treatment plants on the border territories of the Kaliningrad Region and Lithuania" (construction of waste water treatment plants in the town of Slavsk);
  • Construction of waste water treatment plants in the towns of Neman and Skirsnemun? and Raudon? (Lithuania);
  • On April 29, a project "Comprehensive implementation and enlargement of waste treatment facilities, water supply and drainage networks with a view to reducing the pollution of the Baltic Sea" (waste treatment facilities in the town of Mamonovo) was signed;
  • "Modernization of the part of the motorway Kaliningrad – Mamonovo 2" with the total budget of 10 ml Euro.

Taking into consideration the experience gained by the Kaliningrad Region in the sphere of cross-border cooperation in the form of projects with the EC co-financing, the Government of the Kaliningrad Region is interested in further participation in the programmes of cross-border cooperation for the period after the year 2013.

The Kaliningrad Region of the RF, possessing a large potential for cooperation, extensive resources, tools and experience of interregional and border collaboration, is open for proposals for the mutually beneficial cooperation.

Международные и межрегиональные связи Правительства Калининградской области
Уникальное географическое положение Калининградской области предопределяет широкое развитие международных и межрегиональных связей региона, установление и развитие добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами.
Вопросы налаживания международного сотрудничества для Калининградской области, в силу ее особенного географического положения, рассматриваются как важнейшие направления деятельности властей региона. Деятельность Правительства Калининградской области на международной арене нацелена на решение задач по созданию благоприятных внешних условий для реализации ее инвестиционного и экспортного потенциала.
С целью обеспечения национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом Калининградская область использует различные форматы участия в международных процессах.

За последние десятилетия в Калининградской области сформирована система международных связей, охватывающая наиболее перспективные для сотрудничества страны и позволяющая комплексно взаимодействовать с администрациями и деловыми структурами зарубежных субъектов.

Калининградская область имеет 19 международных соглашений о сотрудничестве, в том числе: с 5-ю уездами Литовской Республики (Клайпедский, Паневежисский, Каунасский, Мариямпольский, Таурагский), 4-мя воеводствами Республики Польша (Варминьско-Мазурский, Западнопоморский, Поморский, протокол о намерениях с Подлясским воеводством), 3-мя областями республики Беларусь (Гродненской, Минской, Брестской, Гомельской), округом Борнхольм (Дания), округом Блекинге (Швеция), 2-мя землями Федеративной Республики Германия (Шлезвиг-Гольштейн, Бранденбург), одной провинцией Италии (Фриули Венеция Джулия), протокол о намерениях с автономной областью Нинся (Китай), меморандум о сотрудничестве с провинцией Гронинген (Нидерланды).

Также Правительство Калининградской области развивает связи с Республиками и областями внутри страны – подписаны соглашения о сотрудничестве с 27 субъектами Российской Федерации:

1.     Республика Алтай (г. Горно-Алтайск) http://www.altai-republic.com

2.     Республика Адыгея (г. Майкоп). http://www.adygheya.ru/

3.     Республика Башкортостан (г. Уфа). http://www.bashkortostan.ru/

4.     Республика Дагестан (г. Махачкала). http://www.e-dag.ru/

5.     Республика Карелия (г.Петрозаводск). http://www.gov.karelia.ru/

6.     Республика Коми (г. Сыктывкар). http://rkomi.ru/

7.     Республика Татарстан. (г. Казань) http://tatarstan.ru/

8.     Чеченская Республика (г. Грозныйhttp://chechnya.gov.ru/

9.     Алтайский край. (г.Барнаул) http://www.altairegion22.ru/

10. Краснодарский край (г. Краснодар). http://admkrai.krasnodar.ru/

11. Красноярский край (г. Красноя́рск). http://www.krskstate.ru/

12. Ставропольский край (г. Ставрополь). http://www.stavregion.ru/

13. Вологодская область (г. Вологда). http://vologda-oblast.ru/

14. Курганская область (г. Курган). http://www.kurganobl.ru/

15. Ленинградская область (г. Санкт-Петербург). http://www.lenobl.ru/

16. Нижегородская область (г. Нижний Новгород). http://government-nnov.ru/

17. Новосибирская область (г. Новосибирск). http://www.nso.ru/

18. Псковская область (г. Псков). http://www.pskov.ru/

19. Самарская область (г. Самара). http://www.samregion.ru/

20. Свердловская область (г. Екатеринбург). http://www.midural.ru/

21. Тамбовская область (г. Тамбов). http://www.tambov.gov.ru/

22. Ярославская область (г. Ярославль). http://www.yarregion.ru/

23. Ханты-Мансийский автономный округ - Югры. (г. Ханты-Мансийск) http://www.admhmao.ru

24. г. Москва. http://www.mos.ru/

25. г.Санкт - Петербург. http://gov.spb.ru/

26. Кабардино-Балкарская Республика (г. Нальчик) http://kbr.ru/

27.  Чувашская Республика (г. Чебоксары) http://gov.cap.ru/

 

Правительство Калининградской области постоянно занимается наполнением сотрудничества с регионами-партнерами качественным содержанием. Примерами могут служить 2-3 летние планы межрегионального сотрудничества по таким направлениям как экономика, культура, спорт, туризм, охрана окружающей среды, которые заключаются с нашими регионами- партнерами.

Так, в настоящее время со стороны Германии действует «План мероприятий по  международному сотрудничеству  на 2012-2013 гг.»  - программный  документ, определяющий  основные направления взаимодействия  федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн и Калининградской области, направленный на дальнейшую интенсификацию сотрудничества в экономической сфере, на развитие культурных и молодежных обменов, на совместную реализацию образовательных проектов.

Кроме реализации существующих и заключения новых соглашений и планов, эффективным механизмом сотрудничества является также постоянное участие представителей области в работе межправительственных комиссий и советах по сотрудничеству между региональными и местными властями. Особую роль в развитии международного сотрудничества области играют межправительственные соглашения с Польшей (от 22 мая 1992 года), с Литвой (от 29 июня 1999 года), с Белоруссией (от 14 октября 1999 года) на основе которых созданы и весьма эффективно функционируют российско-польский, российско-литовский, российско-белорусские Советы по сотрудничеству Калининградской области с регионами и ведомствами этих стран. С помощью Советов имеется реальная возможность комплексного решения вопросов сотрудничества по всему спектру проблем, возникающих в ходе приграничного взаимодействия.

В развитии внешнеэкономических связей деятельность Правительства Калининградской области в первую очередь сконцентрирована на подготовке и проведении мероприятий, направленных на информирование иностранных деловых кругов о преимуществах функционирования Особой Экономической зоны в Калининградской области, о торговых, производственных и инвестиционных возможностях, которые открываются для иностранных компаний в регионе, а также на продвижение товаров калининградских производителей на международный рынок.

Для Калининградской области особо важна работа над привлечением иностранных инвестиций в регион. Эффективным механизмом для реализации этой цели являются презентации Калининградской области за рубежом. Презентационные мероприятия являются важными событиями в политической и экономической жизни Калининградской области, имеют значительный имиджевый эффект и позволяют региону заявить о себе на международном уровне.

За последнее время подобные мероприятия проводись в регионах стран – членов ЕС: Польша, Германия, Литва, Белоруссия, Дания, Израиль, Швеция, Италии, Португалии. Традиционно, в план деятельности Правительства области на международном направлении ставятся 2 - 3 презентации в год.

Одной из ключевых форм международного сотрудничества Калининградской области является участие в международных программах. В регионе накоплен богатый опыт работы в проектах.

Необходимо отметить, что проекты, реализуемые на территории Калининградской области в рамках международных программ, рассматривается властями региона как дополнительный инструмент для реализации целей, поставленных Правительством Российской Федерации в отношении политики социально-экономического развития области. Проектная деятельность определяется в соответствии с существующими национальными приоритетами, потребностями региона.

В настоящее время реализуется программа «Европейский инструмент соседства и партнерства Литва-Польша-Россия 2007-2013» (ЕИСП). Общее количество проектов, реализуемых в рамках программы ЕИСП,  составляет 60, из них 53 регулярных проекта и 7 крупномасштабных.

Среди регулярных проектов подписаны все 53 проекта, на общую сумму финансирования со стороны ЕС в 75,2 млн. евро, в том числе 12 проектов, в которых бенефициаром являются организации из Калининградской области. Среди примеров успешных проектов можно назвать несколько: «Высококачественная хирургия через границы», «Развитие активного туризма как основы польско-российского сотрудничества», «Музеи через границы» и др.

В рамках программы реализуются также 7 крупных проектов на общую сумму 42,1 млн. евро. В том числе 4 проекта, в которые включена инфраструктурная составляющая на территории Калининградской области, на общую сумму 29,1 млн. евро:

- «Строительство канализационных сетей и очистных сооружений на приграничных территориях Калининградской области и Литвы» строительство очистных сооружений в г.Славске),

- Строительство очистных сооружений в г. Неман и Скирснемуне и Раудоне (Литва)

- 29 апреля подписан проект «Комплексное внедрение и расширение очистных сооружений, сетей водоснабжения и сточных вод, с целью уменьшения загрязнения Балтийского моря» (очистные г.Мамоново),

- «Реконструкция участка трассы Калининград – Мамоново 2», с общим бюджетом в 10 млн. евро.

С учетом опыта, приобретенного Калининградской областью по приграничному сотрудничеству в формате проектов с со-финансированием ЕК, Правительство Калининградской области заинтересовано в  дальнейшем участии в программах приграничного сотрудничества на период после 2013 года.

Калининградская область РФ, обладая большим потенциалом к сотрудничеству, обширными ресурсами, инструментарием и опытом межрегионального и приграничного взаимодействия, открыта для предложений по взаимовыгодному сотрудничеству.